В одном из номеров журнала "ПроРез" была опубликована моя статья о мозаичном Дамаске - решил поделиться тем, что знаю по собственному опыту и, как говорили в недалекую старину, по "данным зарубежной печати". Как-то так сложилось, что довольно долгое время этого сорта металла у нас в России почти не было, так что потребитель на изделия из него смотрел как на небывалую экзотику. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что во всей России "мозаичным Дамаском" с разными усилиями и успехом занимаются десяток человек. Да и "за бугром"таких умельцев не так уж и много - во Франции и Германии пяток и в Америке десяток. Ну, еще по одному в Швеции и, кажется, в ЮАР. Можно отметить, что в этом смысле мы с ними работаем на равных - и у нас и у них один мозаичных дел кузнец приходится примерно на двадцать - тридцать миллионов (!) человек населения. Это, в общем-то, нормально, но ненормальным я считал то, что и специалисты не очень-то понимали, как его делать.
Когда прочел журнал, то взгрустнул - в редакции статья была слегка обстругана и подробности технологий отлетели как щепки. Получилось неловко - оружейники (знакомые и великие, начинающие и неизвестные) лишились возможности небрежно сказать своим заказчикам что-нибудь в стиле "Ну, это я и так знаю и умею, а вот то, другое, мне просто не интересно!" Чтобы исправить ситуацию, решил тиснуть несколько переработанный вариант в издании не просто для любителей, а для специалистов.
Итак, что это за экзотика такая, этот самый мозаичный дамаск? При ближайшем рассмотрении оказывается, что в основе своей все довольно просто и понятно. Всем уже, в общем-то, известно, что дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. "Мозаику" также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей - и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного Дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон. Такой крупноволокнистый металл и послужил основой для "мозаичного" Дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки не как попало, а в строго заданном порядке - так, чтобы после сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаика. В зависимости от формы и порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока может быть сколь угодно сложным. Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа "шахматная доска" и "звездчатый", иначе "крестовой". Того же уровня сложности "сетчатая" мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими никелевыми пластинками.
Более трудоемко изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из "шрифтового" Дамаска неплохо читаемые надписи. Еще более сложной техникой, применяемой современными мастерами, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для создания подобных уникальных узоров используются методы экструзии (выдавливания), с помощью которых получают тонкие прутки с практически неискаженным рисунком, заложенным в исходный пакет.
Для составления этого исходного пакета применяются бруски стали, в которых электроэррозионным способом сделаны фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла. После аккуратной сварки и проковки исходного сложноузорчатого блока дело оставалось за малым - проявить этот замысловатый узор, т.е. каким-либо образом перенести его на боковые поверхности клинка. Мастера применяют три основных способа проявления узора мозаичного Дамаска, получая в итоге крученую, развернутую и торцевую мозаику.
"Крученая" мозаика фактически является разновидностью "турецкого" Дамаска. "Крученой" мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания и дальнейшей сварки нескольких тонких волокнистых прутков, сложенных в узкую и высокую стопку. Для придания клинку большей устойчивости при изгибе часто эти прутки предварительно закручивают в разные стороны. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся фигуры, заложенные в первичный блок, и чем глубже сошлифовывается, тем сложнее узор.
На этом же принципе "вскрытия" основывается и "развернутая" мозаика. На заготовке клинка с двух сторон делают несколько узких и глубоких надрезов, а затем растягивают ее в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. Для изготовления "торцовой" мозаики с торца(отсюда и название) готового блока поперек волокон срезают толстые узорчатые пластинки, к которым затем или приваривают лезвие и обух, или наваривают их с двух сторон на твердую лезвийную основу."Крученую" мозаику хорошо делают наши московские ребята Сергей Данилов и Всеволод Сосков. Очень аккуратно и чисто в этой технике работает Егор Асеев из Тулы и еще кое-кто оттуда же. Клинки из "развернутой" мозаики с успехом изготавливают Саркисян в Питере, тот же Сосков и потрясающе работоспособный Игорь Пампуха теперь уже москвич. "Торцовой" мозаикой когда-то изредка занимался Валера Коптев из Тулы, но сейчас, по-моему, ему это просто надоело. Оттуда же, из Тулы, и Евгений Булаев, время от времени потрясающий общественность очередным клинком.
Резко неоднородная, крупноузорчатая мозаика сама по себе редко обладает хорошими режущими свойствами, поэтому для придания ножу приличной утилитарности его тем или иным способом снабжают прочным лезвием из многослойного Дамаска. Впрочем, иноземные мастера, и это надо непременно отметить, очень часто откровенно и с размаху плюют на приличия, отковывая такие клинки, которыми не то что карандаш, а даже и спичку лучше не затачивать. Но, в общем-то, на Западе особой утилитарности от мозаичных клинков и не требуется - был бы узор покрасивей и посложней.
Что касается работ "их" мастеров, то своей "развернутой" мозаикой из нержавеющих (!) металлов меня удивил Девин Томас. Но его навсегда превзошел Стивен Шварцер, еще девять лет назад изготовивший клинок с узором в виде охотника с ружьем, собакой у его ног, стайкой птиц в небе - и все это без искажений от ковки. На мой взгляд, это нечто вроде шлагбаума в технике "торцевой" мозаики. Своего рода тупик - дальше некуда. Впрочем, замысел и техника понятны, дело за аккуратностью исполнения. Национальный герой Франции Пьер Риверди не стал ни с кем состязаться в аккуратности, а пошел своим путем, разработав т.н. "поэтический дамаск". Например, блеснув техникой кузнечной сварки, отковал уникальный складной нож "Пьер де Ноэль" (Дед Мороз по-нашему).
У нас "не бедный" потребитель уже потихоньку начинает понимающе кивать головой при разглядывании таких клинков, но иногда все же спрашивает - "В чем конкретно прикол?" Если отвлечься от технологических изысков, то окажется, что суть и ценность самого существования мозаики состоит в том, что она редка и ее мало. Уж чего-чего, а редкости мозаичным клинкам хватает -вспомним про всего одного мастера на несколько десятков миллионов человек! Стоимость тоже присутствует, причем иногда очень немалая. Например, фирма "Голанд-и-Голанд" продала одну из последних работ Пьера Риверди за 180 тысяч швейцарских франков(примерно 100 тысяч долларов) -эдакое современное сокровище в виде куска узорчатого железа.
Обратите внимание самые дорогие (и привлекательные для производителей!) клинки не те, которые лучше всего режут, а те, которых мало. Впрочем у нас некоторые виды мозаики могут плавно, но быстро перейти в разряд ширпотреба. На последней выставке "Клинок" я заметил, что крученой и развернутои мозаики стало уже много и покупатель довольно небрежно в ней ковыряется. И слава Богу!
Вот уже несколько лет я с удовольствием наблюдаю, как спадает дутый ажиотаж (возникший от дремучего невежества советских времен) по поводу когда-то легендарных узорчатых клинков. Это же относится и к мозаичным клинкам с их причудливыми узорами. В общем-то, и эта статья должна быть подспорьем для того, чтобы из заумного искусства для немногих мозаичный дамаск превратился хотя и в почетное, но обычное и добротное ремесло.