Официальная страница ярославского мастера

 Ильи Куликова

 

Ножи ручной работы из булатной и дамасской стали

о мастереножимагазинстатьиотзывы | контакты

 

МЕЧ

ИЗ САТТОН ХУ

За несколько месяцев до начала Второй мировой войны раскопки безобидного холма в Саттон Ху, что в Вудбридже в Суффолке, обнаружили самую роскошную королевскую гробницу англо-саксонского мира. В этом месте около 627 года был похоронен король Рэдвальд из Восточной Англии. Отправляясь в Валгаллу, он, по германской традиции, лежал в драккаре, окруженный всеми своими сокровищами. Среди предметов искусства со всех концов света, известных в то время, нашли меч, выкованный, без сомнения, в Прирейнском регионе. Его эфес - золотой, инкрустированный гранатами, резко контрастировал с жалкой кучкой ржавчины, в которую превратился клинок. Забытая на долгие годы, только недавно эта ржавчина была исследована с помощью радиографии, что позволило открыть ее структуру, благодаря следам фосфора, сохранившимся несмотря на коррозию. Анализ показал чрезвычайно сложную структуру великолепного оружия. Именно этот клинок Генрих Виаллон решил воссоздать летом 1996 года.



ДАМАСКИЙ КЛИНОК
Во "Временах тьмы" практически все мечи представлены выкованными согласно технике дамаска. Эта структура, соответствующая современным понятиям о композитных материалах, позволяет соединять гибкость железа и твердость стали с целью разрешить противоположные предназначения клинка меча: быть достаточно гибким, чтобы не ломаться от удара, и достаточно твердым для достижения необходимой заточки лезвия. К этому добавляется декоративная и магическая функции: кислота, зачерняющая сталь и осветляющая железо, создает на клинке замечательный муаровый узор из линий и завитков. "Магия" заключается в числе 7, которое часто повторяется в структуре дамаска. Меч, воссозданный Генрихом Виаллоном, содержит два различных элемента: дамасскую сердцевину и дополнительного лезвия. Сердцевина состоит из 8 полос дамаска, каждая из которых содержит 7 чередующихся слоев полутвердой стали ХС55 (0,5% углерода) и мягкой стали с никелем 14 NC 11 (0,14% углерода и 3% никеля). Роль никеля, нейтрального к кислоте, заключается в усилении резкости узора. Восемь полос расположены группами по 4 со смещением для того, чтобы узор, состоящий из семи линий и 7 витых узоров, был ассиметричным на каждой плоскости клинка. Эта сверхусовершенствованная структура являлась пиком мастерства в эпоху, когда многие клинки обладали только сердцевиной из двух полос дамаска. Остается дополнительное лезвие, сделанное из слоеного дамаска из 240 слоев твердой стали ХС 65 (0,65 % углерода) и из 14 NC 11, стали, идентичной той, что использовалась в сердцевине.

ТЕХНИКА КОВКИ
Сперва Генрих Виаллон должен был сковать заготовки (сплетенные пластинки стали различных оттенков), соответствующие восьми полосам дамаска. Их гомогенность достигается путем ковки "белой соды" (холодная) с помощью "теста для спайки" (порошок буры). После прокатки (волочения) каждая заготовка скручивается по чередующимся сегментам посредством своеобразного "винтового ключа". Эта операция облегчается ковкостью (податливостью) металла, раскаленного до красна. Теперь полосы (начальные заготовки) спаяны боками по 4 с сохранением узора, после чего две половины сердцевины наконец спаиваются между собой. Изготовление дополнительного лезвия не так сложна, так как оно сковано по технологии "тысяча слоев" (чередование "складывания/пайки/прокатки"). Эта операция повторяется 7 раз. Когда достигнуто необходимое количество слоев (252), заготовка прокатывается в квадрате на длину 130 см. Теперь начинается самая тонкая операция припайки лезвия к сердцевине, которая происходит последоватеьно по секторам. Самый деликатный сектор соответствует закруглению к острию. По окончании этой терпеливой предварительной работы становиться возможным вывести лезвие в форму путем горячей ковки, а не "белой соды", как на предыдущих этапах. Теперь следует пробить центральный дол с помощью двух выпуклых наковален, между которыми в несколько заходов "пропускают" клинок. В течение всей этой стадии очистки (фришевания) необходимы постоянные шлифовки и проявления кислотой, чтобы центровать узор. Когда клинок обретает наконец свою окончательную форму, он опускается в жидкость и полируется перед тем, как быть проявленным с помощью кислоты, для чего, учитывая его солидные размеры, требуется специальная емкость.

НЕСКОЛЬКО ЦИФР
Изготовление клинка типа "Саттон Ху" чрезвычайно долгая и сложная операция. Вес необходимого металла очень велик: 9 килограмм стали чтобы в итоге выковать 900-граммовый клинок (начальный вес одной заготовки). девять десятых "потерянного" металла исчезли в процессе многочисленных смешений, необходимых для получения рисунка, а также окислением при высоких температурах во время спайки различных элементов. 250 килограмм кокса понадобилось во время всех ковок (это соответствует может быть 500 килограммам древесного угля, используемого в эпоху высокого средневековья). В конце концов созданию этого шедевра Генрих Виаллон посвятил 200 часов работы, не считая помощи ассистента (Эжен Аланик), порядка 70-ти часов. Сам клинок составляет в длину 800мм, в ширину 55 мм у гарды и 42 мм к острию при толщине от 6 до 3,8 мм. Этот технологический и художественный подвиг является первым во Франции, где ничего подобного не ковалось в течении тысячи лет. Генриху Виаллону удалось достигнуть технического мастерства кузнецов высокого средневековья; ремесленников, имевших статус волшебников и золотых дел мастеров, происходящий из несомненного стратегического значения. Что до отменных клинков из "Времен теней", их производство прекратилось между IX и XI веками. Существовало много гипотез, объясняющих их исчезновение: разрушение центров производства во время набегов викингов на Рейн; слишком высокая стоимость; или же переход к новой технологии ковки, представленной клинками "сэндвич". Тем не менее остановилось не полностью, так как сегодня по крайней мере во Франции существует кузнец, способный их воссоздать.