Официальная страница ярославского мастера

 Ильи Куликова

 

Ножи ручной работы из булатной и дамасской стали

о мастереножимагазинстатьиотзывы | контакты

  

 Илья Куликов

Русский нож

                                                                                                                                                                           

Нож это инструмент, сопровождающий человека, практически с самого начала его появления на планете. Один из первых и вероятно самый главный. Отошли в прошлое палки копалки, копья, топоры мы используем все реже, многие разучились пользоваться молотком. Но нож продолжает оставаться с человеком. Нож и собака, вот единственные его друзья. Ну, еще карабин, может быть. Более того, нож является символом веры.             Ибо верую я, что продукты лучше нарезать ножом, а не отрывать куски зубами. Существует огромное множество стран, народностей, национальностей, и почти у всех есть свой нож. А русского ножа нет, как говорят. Как так получилось и правда ли это, давайте разбираться. Начнем как обычно с начала.          Откуда есть пошла русская земля.

Возникнув более тысячи лет назад, Древняя Русь заняла обширную малозаселенную территорию Восточной Европы, через которую проходили важнейшие для раннего средневековья торговые пути, обеспечивающие политические, культурные и экономические контакты Арабского Востока и Западной Европы, Скандинавии и Византии. Разветвленная система речных путей сообщений, среди которых выделяют путь «из варяг в греки» стала основой формирования территории Древнерусского государства.  На самом раннем этапе – в начале VIII в.  Русь включена в скандинавско - финскую сферу контактов в центральной Балтике. Этот период характеризуется расцветом пушной охоты и пушной торговли. В организации промысла и развитии торговли самое активное участие принимали скандинавы.

 На втором этапе их интересы на Востоке распространяются на Приладожье и Поволховье. Установление экономических контактов с Юго-Востоком через хазарские земли – следующий важный период в истории Руси. На Севере стабилизировалась классическая структура пушной охоты и торговли с охотниками  и людьми, обеспечивающими материальную поддержку в организации промысла и сбыта. Только на третьем этапе торговля рабами становится отраслью экономики Руси.

 Четвертый этап сильно отличается от предшествующих – появляется новая этническая группа – славяне. Подвластные территории расширяются на юг, возникают новые центры активности. Русь состоит из двух различных зон: на Севере развивается структура, связанная с пушной охотой и торговлей, на Юге экономика базируется на сборе дани и торговле рабами. Этническая принадлежность не является определяющим фактором в культуре и экономике ранней Руси. Славяне начинают играть значительную роль только со второй половины IX в. А поскольку, населявшие территорию Древней Руси народности, никогда не жили в полной изоляции долгое время, то и для возникновения специфической формы ножа,  не возникало никаких предпосылок.  Постоянное общение и торговля с соседями позволяла легко обмениваться технологиями производства ножей, материалами, и наконец, просто следовать определенной моде. Если у соседа красивый и удобный нож, то почему бы и мне не завести такой же. Попрошу кузнеца сделать похожий. Или купец привезет из-за моря, а я его на шкурку и сменяю.

 В связи с этим нам проще выделить  русские ножи соответствующие определенному историческому периоду. Деление это условное, но позволяет отметить некоторые характерные особенности данных ножей.

Ножи периода 9-13 века

 Большинство ножей были небольшими хозяйственными инструментами для повседневного ношения. Нож на поясе был у каждого, включая женщин и детей. Наличие ножа было символом свободного человека.

 

 Имели эти ножи характерные для своего времени ножны и способ подвеса.   

Но в это время у скандинавов уже существовало воинское сословие, в комплекс вооружения которого входили и боевые ножи. Большие боевые ножи или скрамасаксы  обнаружены в богатых погребениях X в. почти всегда вместе с мечами. По отношению к последним, скрамасаксы выступают, как подсобное, дополнительное оружие с режуще - колющей функцией. Длина их достигает 50 см, обычная ширина 2—3 см .

 

 На Руси и в Скандинавии эти ножи носились в ножнах с характерными  обоймами .

  

 

 На Руси скрамасаксы появились  вместе с мечами как  северо-западное европейское заимствование. Для X в. это оружие уже архаично, а в XI в., и вовсе исчезает.  Непременной принадлежностью воина XI—XII вв. был нож, носился он в чехле у пояса, и  это видно по погребениям.  Вот как их описывают археологи:  

Под насыпью кургана, диаметром 12 м и высотой около 1 м, выявлено пятно могильной ямы размерами 3,5×3,1 м и глубиной около 1,3 м. На дне находился плохо сохранившийся скелет мужчины.  Позади погребенного находился щит, от которого сохранились металлические детали. Кроме щита были найдены кошелек с фрагментами дирхемов, гирьками и бусиной, а также нож, оселок и фибула. Одежда погребенного была расшита лентой, изготовленной из серебряной проволоки.

Или вот:  Насыпь кургана  диаметром около 7 м и высотой – 0,4 м, перекрывала могильную яму размерами 4,0×3,8 м и глубиной около 1,5 м. Скелет погребенного почти не сохранился, но инвентарь захоронения не оставляет сомнений, что погребенный – мужчина. Он был захоронен с мечом, фибулой и поясной пряжкой, ножом и оселком.

  

 Замечу, что оселок или точильный камень был непременным атрибутом, так как качественный металл клинка был большой редкостью,  ножи быстро тупились и требовали постоянной подточки. С этим связана характерная серповидная форма большинства найденных во время раскопок ножей. Они просто сточены от долгого использования. Некоторые точильные камни богато украшались.

 

Воинские же боевые ножи,  в большинстве случаев не отличаются от обычных бытовых. И те и другие были разного размера, однако всегда меньше, чем скрамасаксы.

 

       Для воина нож являлся универсальным хозяйственным и походным инструментом. Специально боевые ножи  изготовлялись, довольно редко. Ножи нельзя причислять к оружию, это в большей степени вспомогательный инструмент.  Летопись чтобы подчеркнуть неслыханную ожесточенность  боя при осаде татарами Козельска говорит: «И возиидоша на вал тотаре, козляне же ножи резахуся с ними». По летописи употребление ножей связано не с борьбой организованных масс людей, а с единоборством богатырей, убийством  поверженного или  безоружного противника. Все что известно о тактике сражения XI— ХII в. тоже отрицает  регулярное боевое  применение ножей.

           При  изготовлении клинков ножей применялись такие технологические схемы, как ковка изделий целиком из железа и сырцовой стали, цементация (либо заготовки, либо готового изделия), трехслойный пакет, наварка стального лезвия (торцовая, косая и V-образная). Часто также они состояли из трёх сваренных полос — стальной посередине и железных по бокам. Реже встречались цельностальные или цельножелезные ножи, ещё реже — цементированные. Другие варианты, такие, как ножи со сложноузорчатой сваркой, были очень редки.  Ножи с вставками из сварочного Дамаска относятся к уникальным образцам средневекового ножевого производства и, безусловно, заслуживают самого пристального внимания.

Термин "дамасская сталь" применяют по отношению к сварочной узорчатой стали. Для ее производства мастера сваривали в пакет полосы железа и стали с различным содержанием углерода. Как показали исследования, при формировании дамасской заготовки обязательно использовалось железо с высоким содержанием фосфора, облегчавшее сварку пакета. Кроме того, после полировки фосфористое железо имело серебристый блеск, что придавало дополнительную декоративность изделию. Подготовленный полуфабрикат переплетали и скручивали, чтобы получить на плоскости клинка определенный рисунок. Изготовление поковок из дамасской стали было сложным и трудоемким процессом. Мастер должен был обладать высочайшей квалификацией, предполагавшей знание температурного режима сварки различных сортов металла.

 

Уметь производить разнообразные виды пластической деформации (гибка, скручивание),  неоднородной по составу заготовки, прогнозировать рисунок, получаемый на клинке; знать свойства и состав растворов для травления, предназначенных для проявления на готовом клинке узора, и многое другое. Недаром технология изготовления сварочного дамаска считается вершиной кузнечной техники. Но значение дамасской стали не ограничивалось ее декоративными качествами. Известно, что прочность даже двух сваренных пластин из металла разного состава выше, чем просто сумма прочностей каждой из них. И чем больше пластин соединяется, тем выше прочность. Такой материал принято называть композитным. Повышение прочности композита объясняется тем, что на стыке стали и железа образуется укрепленный пограничный слой с сильно искаженной кристаллической решеткой металла. При увеличении числа слоев возрастает его относительная толщина. Важное значение в композитных материалах имеет "эффект троса". Как в тросе, состоящем из множества нитей, разрыв одной из них не приводит к разрыву всего троса, так и в дамасской стали возникшая микротрещина перерезает только один стальной слой и "угасает" в более мягкой железной прослойке.

Рукояти же ножей делались из кости или дерева, могли украшаться орнаментом. Деревянные рукояти иногда обматывали серебряной проволокой. Рукояти как правило были круглого или овального сечения.

 

Среди ножей выделяются две основные группы: ножи с черенками и ножи с пластинчатыми рукоятями. Последняя группа происходит из Западной Европы и получает распространение не раннее середины XIV в. Ножи с черенками имели деревянную рукоятку, которая могла ограничиваться костяной или металлической обоймицей  и затыльником, украшенной растительным или зооморфным орнаментом.

.   

 Костяные рукоятки использовались реже. Рукояти ножей с пластинчатыми черенками вырезались из самшита, рога, костей копытных.  

Ножны раннего средневековья,  делятся на два вида: симметричного кроя со швом, проходящим со стороны лезвия и симметричного кроя со швом, расположенным на тыльной стороне ножен по центру. Все ножны со швом по лезвию не орнаментированы, тогда как ножны со швом по тыльной стороне преимущественно орнаментированы.

 

Нередко для отделки ножен использовались металлические элементы, в том числе и из драгоценных металлов.  Вот например серебряная обоймица ножен с характерным древнерусским орнаментом.  

Иногда ножны делали и из необычного материала. Вот что об этом говорит старший научный сотрудник Новгородского музея - заповедника Татьяна Матехина: Этот материал - немногочисленный, специфический и не всегда понятный. Обычным для ремесленников средневекового Великого Новгорода, а также мастеров из других городов Древней Руси было использование кожи домашних животных - мелкого и крупного рогатого скота. Археологам на раскопах ранее также встречались единичные изделия из кожи свиней и лошадей. Характерно, что средневековые ремесленники использовали даже кожу с самых "интимных мест" животных. Ранее считалось, что узор в виде чешуи на этих кожах был штампованным. Это определение было традиционным, однако некоторая асимметрия и наблюдавшаяся во всех случаях идентичность "чешуйчатого" рисунка навели на мысль о его принадлежности к коже конкретного животного (или об имитации ее) и заставили искать другое определение, более точное, чем просто чешуя. Поиски "оригинала" оказались запутанными, поскольку чешуйчатая кожа, прежде всего, ассоциировалась с водными и земноводными животными и пресмыкающимися. Сочетание чешуи и волосков свидетельствовало о том, что "чешуйчатый" рисунок был естественным, а не штампованным, и что это не могли быть ни рыба, ни крокодил, ни змея, ни ящерица,  ответ нашелся неожиданно: как оказалось, древнерусские ремесленники использовали хвосты европейских (речных) бобров.

 

 Эту гипотезу полностью подтвердила экспертиза, проведенная сотрудниками Зоологического института РАН. На Кировском и Неревском раскопах в Великом Новгороде были найдены изделия из бобровых хвостов 13-го века. Хвосты бобров почти идеально подходили для изготовления ножен. "Половина бобрового хвоста представляла собой почти готовую выкройку ножен", - сказала исследовательница. Подобные ножны из бобровой кожи были обнаружены не только в Великом Новгороде, но и на раскопках в Тверском кремле в слоях 13-14 веков. Ножны из специфического материала могли быть и грубоватыми, и изящными. Кожа бобров, помимо всего прочего, обладала водоотталкивающими свойствами. Найденные в Великом Новгороде и Твери обрезки кожи бобровых хвостов свидетельствовали о местном производстве изделий из нее. Несмотря на распространенность бобров, археологические и этнографические вещи из их кожи остаются редкостью.

 

Вероятно, изделия из бобровых хвостов были доступны далеко не каждому, возможно также, что кожа бобра была для выделки неудобна. Поскольку кожаным находкам одновременны несколько амулетов из костей бобра, можно предположить некоторую сакральную (священную, магическую) значимость и изделий из кожи бобрового хвоста, однако веских оснований для этого нет. Как предполагает исследовательница, использование кожи бобра "могло быть опытом, не получившим развития". Если это было временным явлением, то такую моду по общей датировке всех находок из кожи бобрового хвоста можно отнести к средине 12-го - первой половине 14-го веков.

Ножи 14-17 веков

Постепенно отходя от скандинавских традиций,   ножи начинают приобретать одну характерную особенность. А именно граненую рукоять, очень характерную для русских ножей. Рукояти изготавливались из кости, дерева и даже поделочного камня.

 

Эта х арактерная особенность сохранится на протяжении нескольких веков.

 

 Ножны тоже становятся узнаваемой формы. Как правило это погружные ножны, прямой кинжальной формы из дерева обтянутого кожей или дорогой тканью, с металлическими обоймицами, украшенными растительным, геометрическим или зооморфным орнаментом.

 

 

 Иногда встречались цельнометаллические ножны, покрытые чеканкой или гравировкой. Подвес  на ножнах представлял из себя, как правило металлическое кольцо или фигурную серьгу, к которой мог крепится кожаный или плетеный шелковый шнур.

 

 

 

Ножи 18-20 веков

Еще один характерный тип русских ножей, это ножи с цельнометаллическими рукоятями. Это так называемые «шляпочные ножи». Для них типичен гравированный декор.

 

Специфика древнерусской художественной школы металлообработки проявилась как в технике изготовления, так и в декоративном оформлении металлических деталей ножей и  ножен.

 

 Изображения всадников, реальных или фантастических животных либо свободно распределены  в качестве фриза, либо заключены в медальоны, обрамленные растительными побегами и завитками.  На более поздних изделиях мы также встречаем разнообразие вариантов плетеночного и растительного декора.

 

 В то же время, мастера отказываются от сложных многофигурных композиций с участием антропоморфных и зооморфных персонажей. Появляются новые варианты иконографии изображения птиц и кринов, а также растительно-геометрические фигуры.

 

 На мой взгляд, именно «шляпочные ножи» с цельнометаллической рукоятью, претендуют на роль самого узнаваемого русского ножа. Они бытовали примерно с 17 по 19 век. Рукоять из бронзы хорошо сохраняется в почве и поэтому такие ножи часто находят археологи и «черные копатели».  Массовость находок так же свидетельствует о широком распространении этого типа ножей.

 

 Да и в быту такая рукоять очень удобна из- за своей долговечности. Если клинок ножа сточился или сломался, то можно просто переставить  красивую резную рукоять на новый клинок.

              Исходя из этого мне захотелось возродить этот тип ножа уже в наше время, на новом уровне технологий. Нож «Дружинник», оказался не только красив, но и на удивление удобен в эксплуатации. Взяв его в длительную экспедицию по лесам и рекам Коми, я не разу не пожалел о своем выборе. Ежедневные работы по лагерю, заготовка щепы для розжига костра, разделка дичи, приготовление пищи, вскрытие упаковок и, о ужас, открывание консервных банок, нож перенес спокойно. Благодаря булатному клинку,  по прошествии месяца, клинок оставался таким же острым. Рукоять из благородного металла не боялась воды, а благодаря узорам образующим рельеф, не скользила в руке. Пройдя со мной еще десяток охот, нож был подарен на юбилей одному хорошему человеку. А себе пришлось делать новый, точно такой же. Ибо лично для меня, нож «Дружинник» оказался идеальным инструментом и одновременно богато украшенным аксессуаром, который не стыдно показать друзьям по увлечениям. Да и подарком такой роскошный нож оказался более чем достойным.

 

  Также хочется остановится на еще одном способе отделки рукоятей ножей, часто встречающихся во время различных раскопок. Это использование  эмалей. Украшались как правило оголовки, а рукоять была из дерева. Деревянные части чаще всего не сохранились. Но иногда  встречались и целиком украшенные эмалями рукояти.  

 

Шло время и традиция постоянно носить нож на поясе сошла на нет. Но только не на охоте. В течении многих веков на Руси охота служила источником жизнеобеспечения для бедных и любимым времяпрепровождением для богатых. Охотой занимались люди разных сословий, от крестьян до императоров. Ну а хороший, крепкий нож на охоте, не только инструмент, но и модный аксессуар, а зачастую и оружие последнего шанса.        Охотничьи ножи в России производились как мастерами одиночками, так и государственными заводами. Одни из лучших охотничьих ножей и кинжалов изготавливал знаменитый тульский мастер Егор Петрович Самсонов , живший на окраине Тулы в небольшом доме, перед входом в который висела вывеска «Закалка охотничьих ножей».

  Работали они в паре с женой, его подмастерьем и помощницей. Егор Самсонов был поставщиком Императорского общества охоты, участником Всемирной и Московской выставок. Об этом факте свидетельствуют медали, выбитые на пяте клинков ножей, которые мастер изготавливал в домашних условиях в обычной русской печи, удивляя своих современников.

Мастерская выпускала около 10 вариантов охотничьих ножей.  При этом ножи Самсонова выглядели лаконично и даже аскетично.  Простая рукоять с ромбовидной насечкой из ореха или чёрного дерева, прибор из воронёной стали. Несмотря на это, именно они считались эталонными и были любимыми охотничьими ножами русской аристократии.

 

Большое количество охотничьих ножей и кинжалов производила Златоустовская оружейная фабрика. Изделия изготавливали со стальными эфесами, металлическими или кожаными ножнами, а поверхность клинка украшали «возвышенной позолотой», синением и отделкой «под чешую». В связи с повышенным спросом на холодное оружие, увеличивается ассортимент с турецкими ятаганными и кавказскими кинжальными формами, а в украшении используются восточные орнаменты.

 

 Украшая холодное охотничье оружие мастера завода редко применяли только одну технику. Именно сочетание различных способов художественного оформления клинков и создавало ощущение богатства и изящности изделий. Для этого использовались все  известные способы украшения металла, дерева, кости или рога.

 

На этом история русского ножа не заканчивается и я верю не закончится никогда. Пройдя через тьму веков, вобрав в себя все лучшее придуманное человеком, русский нож приобрел свою индивидуальность и вместе с тем, раскрыл всю имеющуюся палитру форм и размеров. Русский нож так же многообразен и безграничен в своих проявлениях как сама Русь. За это мы его и любим и верим в него. Ведь не зря он является  символом нашей веры. Ибо верую я, что….

Ну вы помните.

                                                                                                Ярославль, 2020 г.